Артикуляционные упражнения для формирования правильного уклада звука [Л].
07.04.2020
Для произнесения этого звука необходима сложная работа различных частей языка: кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, передняя и средняя части спинки языка опускаются, задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад, боковые края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю. Выработке необходимых движений языка способствуют следующие упражнения:
- «Наказать непослушный язык» приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя»; похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.
- «Лопата» удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти. Обратите внимание: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы; язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
- «Вкусное варенье» широким краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.
- «Индюк» приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится [бл-бл] (как индюк болбочет). Обратите внимание: язык должен быть широким и не сужаться; движения языком вперед-назад, а не из стороны в сторону.
- Облизывание зубов под верхней губой из стороны в сторону, постепенно загибая кончик языка всё больше, следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не раздвигались.
- "Обнять" широким краем языка верхние зубы.
- «Качели» поднять кончик языка за верхние зубы, опустить за нижние зубы (5 – 6 раз). Обратите внимание: работает только язык, а нижняя челюсть и губы остаются неподвижными.
- " Пересчитать " кончиком языка верхние зубы;
- «Лошадка» пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Обратите внимание: упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее; нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
- «Пароход гудит» приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] (как гудит пароход). Обратите внимание: кончик языка должен быть опущен и находится глубине рта, а спинка поднята к нёбу.
- «Жало» рот открыт, губы растянуты – оскал, язык выдвигается наружу, напрягается, языку придаётся возможно более заострённая форма. Следить, чтобы кончик языка не загибался.
- Ритмичное покусывание кончика языка, под счёт 1-2, 1-2…
- Закусить кончик языка, губы растянуты в оскале. Удерживать язык под счёт до 5.
- «Пересчитать» кончиком языка верхние зубы;
- «Маляр» рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад – вперёд (от зубов к горлу и обратно)